Регулярный семинар Центра STS. Дэвид Блур в огне: о полемическом начале сильной программы в социологии научного знания

 
14.06.2018
 
Центр исследований науки и технологий

Члены Science Studies Unit в начале 1980-х. Стоят: Майк Барфут, Стивен Шейпин, Кэрол Тенсли, Мойра Форрест, Энди Пикеринг, Дейв Смит. Сидят: Дэвид Блур, Дэвид Эдж, Барри Барнс, Дэвид Миллер. Фото Кэрол Тенсли

 

19 июня 2018 в 18:00 рамках Регулярного семинара Центра STS пройдет выступление Андрея Кузнецова (к.с.н., cтарший научный сотрудник НОЦ PAST-Центр, НИ ТГУ, доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета) на тему «Дэвид Блур в огне: о полемическом начале сильной программы в социологии научного знания». Аудитория 210.

Кто самый полемичный автор в исследованиях науки и технологий (STS)? Те, кто непосредственно знаком с данной областью, улыбнутся и скажут: «Конечно, Бруно Латур!» Для такого ответа есть все основания, однако есть не менее важная и не менее заметная для данной области фигура, практически вся научная карьера которой состоит из серии споров с кем-то. Это Дэвид Блур — изобретатель сильной программы в социологии научного знания (СП), один из основателей Эдинбургской школы. Начиная с первой презентации сильной программы в 1973 г., Блур постоянно находится в полемике с философами, историками и социологами науки, когнитивными психологами, социологами-теоретиками, наконец, с другими представителями STS.

В рамках данного доклада мы сосредоточимся на перипетиях первой «научной войны» за новую конституцию социальных и гуманитарных исследований научного знания, протекавшей с середины 1970-х гг. до середины 1980-х гг. до того, как Блур увяз в серии «локальных вооруженных конфликтов» за витгенштейновское наследство. Цель данного экскурса состоит в том, чтобы артикулировать неочевидные, но значимые эпистемологические и онтологические принципы сильной программы, с переопределением которых связано дальнейшее развитие STS.

Мы расследуем как и в каком теоретическом контексте была провозглашена сильная программа. Артикулируем связи Блура с концепциями Мертона, Мангейма, Куна, Поппера и Барнса и оспорим ряд стереотипных представлений о его подходе. А также попытаемся ответить на ряд продуктивных познавательных вопросов:

  • Почему сильная программа оказалась не только философским скандалом, но и социологическим скандалом? И почему дебаты вокруг сильной программы нельзя рассматривать как дисциплинарный спор социологов с философами?
  • В чем сильная программа оказалась сильна, а в чем нет? В чем проявился империализм, а в чем провинциальность подхода Блура?
  • Какова была полемическая стратегия Блура и почему его нельзя назвать социально-теоретическим революционером? И как объяснить быстро появившуюся консервативность и реакционность его социологии научного знания?
  • Зачем Блур сохраняет корреспондентскую теорию истины и в чем суть его концепции социального объяснения?
  • Сколько концепций социального в сильной программе?
  • Почему сильную программу можно назвать первым онтологическим поворотом в STS?