Социальный портрет российского инженера: Анализ социальных сетей и СМИ

 
10.12.2018
 
Центр исследований науки и технологий

5 декабря команда STS-Центра презентовала первые результаты исследования российских инженеров в рамках XII научно-практической конференции «История науки и техники. Музейное дело» (Москва, Политехнический музей). Публикуем краткое содержание «Социальный портрет российского инженера: Анализ социальных сетей и СМИ», сделанного Николаем Руденко, Романом Малюшкиным и Любовью Чернышевой, и дискуссии.

В рамках проекта мы провели первый этап количественного анализа больших данных социальных сетей и СМИ. Инженеры — это классическая тема STS. В современных реалиях технооптимизма и технократии в России — одна из самых главных профессий, которая вызывает ряд исследовательских вопросов. Как она связана с рынком? Как инженер и культура влияют на техносферу?

Профессия недостаточно представлена в обществе. Поэтому наша исследовательская группа решила посмотреть на то, как инженеры отражены в СМИ и говорят о себе в социальных сетях.

Для анализа СМИ были взяты все крупные федеральные издания, в которых более 100 раз упоминаются слова «инженеры» и «инженерный». Получилось 27 источников. Методом Topic Modeling с помощью алгоритма были автоматически выделены темы статей и выявлены ключевые слова. Таким образом выявилось 11 тем. Самая важная — образование. Графики показывают, что в 2008–2015 годах эта тема наиболее популярна. Также был выявлен топ смежных с образованием пар тем: выставка, культура, политика. Таким образом, тема инженерного образования связана в СМИ с культурной повесткой: от истории известных инженеров в России до рекомендаций для молодых специалистов. Политическая повестка очерчивает предложенные реформы в инженерном образовании.

Для анализа социальных сетей были выбраны профили пользователей одной из российских соцсетей, которые обозначили себя как «инженер». Всего таких 145 910 профилей, из них 36 978 открытых, которые мы проанализировали. В фокус рассмотрения попал вопрос смены города проживания после окончания вуза. Самое популярное направление — из Санкт-Петербурга в Москву. Также важной темой оказалось гендерное распределение инженерных профессий. Женщины выбирают химическую и строительные отрасли, мужчины — сферу IT.

Важной задачей выступления команды было получить обратную связь о первых результатах исследования. Аудитория секции ответила живым диалогом. Нам поступили вопросы по методике: включить слово «технический» в выборку, узнать более подробно о методике. Также прозвучало несколько новых гипотез: что пик частоты упоминаний связан с кризисом, политикой переоснащения армии, санкциями, а спад — с тем, что в СМИ перестали использовать слово единое для всех обозначение «инженер» и называют этих специалистов по профилю их деятельности — технологи, ИТ-шники и пр.