Ольга Бычкова о технологическом предпринимательстве в России

 
29.01.2019
 
Центр исследований науки и технологий

Руководитель Центра STS Ольга Бычкова выступила с экспертным комментарием для материала «Делового Петербурга» «Уже не стыдно, но еще страшно. Почему образ бизнесмена так и не стал положительным»:

— В 2019 году у нас выходит коллективная монография «Фантастические миры российских технопредпринимателей». О тех, кто пытается делать бизнес на разработке новых технологий или улучшении существующих. В России у нас было 80 интервью с людьми из Томска, Казани, Петербурга и Новосибирска. И практически каждый говорил о том, что он не предприниматель, не признавался в этом. В большей степени это инженеры и ученые. Они уже не сидят в своих лабораториях. Хотят не только заниматься чистой наукой, но донести это до общества, до рынка. И в конечном итоге все–таки получить прибыль. Но свою принадлежность к предпринимательскому сообществу при этом отрицают. При ответе на вопрос «почему?» более откровенными были представители старшего поколения. Они прямо говорили: «Вы знаете, у нас с советского времени очень негативное отношение к предпринимателям». Кроме того, тогда же активно продвигалась идея научно–технического творчества. А творчество не должно быть связано с деньгами. Плюс в 1990–е годы, когда научные институты слабо финансировались, многие ученые, чтобы выжить, занимались мелкой торговлей, перепродажей. Закупали, например, в городе какие–нибудь женские костюмы или окорочка, а потом везли их продавать в деревню. И у них закрепилось такое негативное отношение: предприниматель — это торгаш. А я — не торгаш. Я не торгую носками, я продвигаю великую идею. У молодежи, с которой мы говорили, настолько негативного отношения не было. Но они не в такой степени интегрированы в научное сообщество. Как правило, это молодые люди, которые, например, находились при университетских бизнес–инкубаторах. Для них бизнесмен — это человек, который работает по западным правилам и стандартам. При чем проявляется это не в формальных критериях, а в мелочах. Например, быстро отвечать на e–mail, что для России не очень характерно. Понятно, что человека 1984 года рождения 1990–е меньше затронули, чем человека 1965 года, который видел этих людей с клеенчатыми сумками в клетку или сам был одним из них. Один из наших респондентов из Новосибирска очень эмоционально рассказывал про чешского изобретателя, который запатентовал какое–то простейшее приспособление для автомобилей и успешно его продавал. По мнению нашего собеседника, это было стыдно, потому что такое изобретение любой дурак может сделать в собственном гараже. А у самого у него был американский патент на изобретение. И это уже не стыдно. Потому что настоящая наука. Хотя любой патент дается на вещь, которая потом будет продаваться. В современной социологии есть такое направление, как «теория практик». Под практиками подразумевается повседневная деятельность людей, по поводу которой они чаще всего не рефлексируют. Так вот получается, что привычный способ нашей жизни не предполагал перепродажу. Создать продукт ради величия можно, а ради денег — нет.